В связи с созданием в Сибири Института цитологии и генетики у генетиков классической школы, длительное время лишенных возможности работать совсем или работавших не по специальности, впервые появился шанс вернуться к любимым исследованиям. По призыву директора-организатора ИЦиГ, выдающегося генетика Н. П. Дубинина в Новосибирск съехались такие известные ученые классической школы, как П. К. Шкварников, Ю. Я. Керкис, 3. С. Никоро, Д. К. Беляев и многие другие.
Однако для нормального развития института и быстрого восстановления классической генетики на новом уровне с широким применениемновых цитологических и молекулярных подходов недостаточно было только «ядра» классических генетиков. Жизненно необходимой была организация подготовки молодых научных кадров, совмещающих знание основ классической науки с необычайно быстро развивающейся современной генетикой. Сибирские университеты готовили биологов только общего профиля, в столичных же университетах Москвы и Ленинграда преподавание классической генетики и цитологии было запрещено долгие годы. Там в 60е гг. восстанавливались только единичные курсы (часто подпольные) по этим предметам.
В то же время в мировой генетике в 50 — 60е гг. произошла настоящая революция: были получены доказательства, что ДНК является веществом наследственности, были открыты разные типы РНК как трансляторы генетической информации от ДНК к белкам, расшифрован генетический код, обнаружены клеточные мембраны как основной строительный компонент клеточных органелл, выявлены молекулярно-цитологические основы клеточных органелл и многое другое. На этом фоне мировых достижений и разрухи отечественной генетики необходимо было создать принципиально новый подход к образованию студентов биологов, и в первую очередь студентов генетиков и цитологов. Сибирское отделение АН представляло для этого наиболее благоприятную почву как из-за основного принципа организаторов Сибирского отделения: «Нет ученых без учеников», так и из-за тесного взаимодействия в Отделении ученых самых разных специальностей — математиков, физиков, химиков, кибернетиков и др., что было крайне важно для формирования молодых генетиков нового типа.
Первый набор студентов биологов в НГУ был осуществлен в 1961 г. Этому набору предшествовал длительный период оживленных дискуссий по принципам и программам обучения «новых» биологов в НГУ под руководством Д. К. Беляева, который с конца 1959 г. стал директором ИЦиГ. Первый принцип означал введение интенсивного, а не экстенсивного обучения. Студенты должны были, прежде всего, обучаться не накоплению пассивных знаний, а, получая основные научные сведения, развивать способность к самостоятельному поиску и анализу знаний. Для этого важно было вести отбор студентов при зачислении в университет по их аналитическим способностям и затем дать студентам на первых курсах краткие, но глубокие знания по таким дисциплинам, как математика, физика, химия. Это развивало логическое мышление и умение напрямую общаться в научных исследованиях с представителями точных и смежных наук. Для генетиков « нового времени» такое общение представляло насущную необходимость в связи с бурным развитием молекулярных и компьютерных подходов к изучению биологических явлений.
Следующим условием нового подхода к преподаванию биологии было раннее знакомство студентов с самыми новейшими достижениями современной науки и раннее вовлечение их в процесс научного эксперимента на самом новейшем оборудовании и в хорошем научном коллективе. Для этого в Сибирском отделении имелись все возможности, так как Новосибирский университет развивался, как одна из важнейших составных частей отделения и научным сотрудникам институтов разрешено было преподавать в университете по совместительству и самим разрабатывать оригинальные программы общих и специальных курсов (что было практически невозможно в других университетах), а студенты получали возможность уже с начальных курсов посещать научные лаборатории институтов и непосредственно участвовать в экспериментальной работе этих лабораторий. На последних двух курсах студенты выполняли в институтах дипломные работы, являющиеся частью научных исследований лабораторий.
Итак, осенью 1961 г. был произведен первый прием студентов на медико-биологическое отделение факультета естественных наук НГУ. Отделение в этом году было представлено пока только кафедрой общей биологии, которую возглавил Д. К. Беляев, а заместителем его стала И.И.Кикнадзе. Слух об открытии биологической специальности нового профиля в НГУ быстро распространился по стране, и абитуриенты слетелись на приемные экзамены отовсюду: из Москвы, Ленинграда, с Украины, из Грузии, Казахстана, многих городов Сибири. Конкурс составлял более 10 человек на место. В этом конкурсе участвовали и молодые строители Академгородка. (JI. Гольдгефтер, Г. Агалакова).
Как уже говорилось выше, согласно принципам новой системы подготовки биологов на двух первых курсах основное время было отведено для лекций по математике, физике и химии. Для биологов по этим предметам были разработаны специальные программы лекций и практических занятий. Обсуждению этих программ Д. К. Беляев уделял очень много внимания вместе с такими известными учеными, как В. В. Воеводский, А. А. Ляпунов, С. Т. Беляев и др. Несомненно, что студентам, склонным к биологии, нелегко давались углубленные занятия точными науками. Но интерес к «новой» биологии и, конечно, такие яркие личности как JI. В. Сабинин, Р. И. Солоухин, А. И. Бурштейн и др., ведущие математику и физику, помогали преодолеть возникающие трудности.
Программы биологических дисциплин в НГУ были существенно переработаны по сравнению с курсами, традиционными для биологических факультетов российских университетов, таких как ботаника, зоология, анатомия, гистология, физиология и др. Д. К. Беляев вместе с В. В. Воеводским, деканом факультета, и Г. С. Кикнадзе, первым заместителем декана, проводили долгие дискуссии вместе с ведущими биологами Сибирского отделения, Москвы и Ленинграда о создании новых программ. Первым биологическим курсом, прослушанным студентами биологами в НГУ, был курс «Ботаника», разработанный Г. С. Кикнадзе. Это был по существу курс введения в биологию. В это время занятия студентов проходили еще в здании бывшей 130й школы, а часть предметов, в частности зоологические курсы, студенты слушали в Новосибирском сельскохозяйственном институте.
С самого начала организации кафедры под руководством Д. К. Беляева шло постоянное обсуждение оригинальных программ по цитологии и генетике, хотя их преподавание должно было начаться только с конца 2го курса. В этих обсуждениях принимали активное участие ведущие сотрудники ИЦиГ — П. К. Шкварников, Ю. П. Мирюта, 3. С. Никоро, В. В. Хвостова, P. JI. Берг. Первой из генетических дисциплин была прочитана «Цитология», сопровождавшаяся малым, а затем летним практикумами (И. И. Кикнадзе, Н. Панина). Затем был прочитан блистательный курс «Общая биология» замечательным ученым и выдающимся педагогом из Ленинградского университета Ю. И. Полянским. Юрий Иванович с увлечением рассказывал студентам об удивительных достижениях классической генетики и эволюционной теории, о сложных перипетиях этих наук в России и о новых открытиях в клеточной и молекулярной биологии. Эти курсы подготовили начало преподаванию «Генетики», которую на 3м курсе начал читать Д. К. Беляев. Сейчас трудно себе представить, какой ажиотаж вызывали эти лекции. Зал был переполнен. На лекции собирались не только студенты, но и научные сотрудники различных институтов Академгородка. Приезжали также сотрудники медицинского и сельскохозяйственного институтов из Новосибирска. Впервые после долгих лет замалчивания или искаженного представления генетика вновь становилась достоянием слушателей, которым постоянно внушали, что хромосом не существует вообще и что гены являются выдумкой лжеученых вейсманистов-морганистов. Позднее лекции по генетике читал известный генетик Ю. Я. Керкис.
К чтению лекций по различным областям цитологии и генетики в НГУ привлекались не только сотрудники ИЦиГ, но и ведущие ученые Москвы и Ленинграда, такие как А. А. Прокофьева-Бельговская, Н. В. Тимофеев-Ресовский, В. П. Эфроимсон, JI. А. Блюменфельд, С. Э. Шноль, Р. В. Петров и многие, многие другие. Нужно сказать, что проблемами генетики в это время увлекались не только биологи. Вспоминается приезд И. Е. Тамма и его захватывающая лекция о только что открытых транспортных РНК. Бегая быстрыми шажками вдоль доски, он «в лицах» показывал, как транспортная РНК подносит аминокислоту к информационной РНК, находящейся в рибосоме.
Особое внимание Д. К. Беляев уделял разработке оригинальных программ практикумов и семинаров. Это позволило создать для студентов биологов нетрадиционную практическую подготовку. Так, после 1го курса студенты отправлялись в комплексную зоолого-ботаническую практику на Алтай под руководством замечательного сибирского зоолога и увлекательного рассказчика С. С. Фолитарека. Они воочию наблюдали, как сменяется растительность и животный мир при подъеме от подножья к вершинам гор. После 2го курса предстояла комплексная практика по цитологии и зоологии беспозвоночных на Байкале (руководители И. И. Кикнадзе и И. В. Стебаев). Здесь студенты знакомились с уникальным миром Байкала и впервые учились на практике видеть в каждом живом существе его клеточную организацию. После 3го курса студенты несколькими группами разъезжались на селекционно-генетическую практику в крупнейшие селекционно-генетические центры страны (общее руководство практикой осуществлял Д. К. Беляев). На больших практикумах по цитологии и генетике студенты знакомились с самыми современными методами. Много внимания Д. К. Беляев вместе с выдающимся ученым и педагогом В. В. Хвостовой уделяли разработке программы и проведению семинара по эволюционному учению, где студенты должны были знакомиться с первоисточниками классиков генетики и эволюционного учения, долгое время запрещенных в России, и обсуждать их в свете новейших достижений. Здесь необходимо отметить, что, хотя В. В. Хвостова несколько позднее, чем другие сотрудники института, подключилась к преподаванию в университете, ее неподдельный интерес к жизни студентов, огромная эрудиция и талант преподавателя сыграли большую роль в привлечении студентов на кафедру.
В 1966 г. состоялся первый выпуск студентов кафедры общей биологии. Большинство из них остались работать в ИЦиГ и других институтах Сибирского отделения. В частности, в ИЦиГ первые выпускники кафедры являются сейчас ведущими учеными, такими как профессор. Г. М. Дымшиц, проф. И. Ю. Раушенбах, канд. биол. наук А. Г. Истомина, канд. биол. наук О. В. Саблина.
В 1968 г. была создана самостоятельная кафедра цитологии и генетики НГУ. Д. К. Беляев возглавил эту кафедру, а руководство кафедрой общей биологии перешло И. В. Стебаеву.
К этому времени на кафедре в дополнение к общим курсам «Цитология» и «Генетика» уже были созданы или создавались такие курсы, как эволюционное учение (P. JI. Берг, затем Н. Н. Воронцов); биометрия и математическая статистика (3. С. Никоро); общая биология (Н. Б. Христолюбова); теория селекции (В. К. Шумный, JI. А. Васильева), молекулярная генетика (В. А. Ратнер); генетика популяций (В. А. Ратнер, М. Д. Голубовский); генетика поведения (Л. Н. Трут); генетика развития (JI. И. Корочкин). Важным принципом, заложенным Д. К. Беляевым в организацию преподавания на кафедре цитологии и генетики, было разумное сочетание теоретических и прикладных дисциплин. Этот же принцип использовался и при создании спецпрактикумов. Студенты должны были не только хорошо ориентироваться в вопросах фундаментальной генетики, но и четко представлять организацию селекционно-генетического процесса сельскохозяйственных животных и растений. В частности, на летней селекционно-генетической практике после 3го курса все студенты кафедры знакомились с процессом селекции в лабораториях института и подразделениях опытного хозяйства Сибирского отделения.
В связи с новыми веяниями на кафедре создаются новые направления в подготовке студентов. Так, впервые в России на кафедре была создана специальность «математическая биология». В организации данной специальности участвовал и замечательный человек и ученый А. А. Ляпунов, а также В. А. Ратнер. Им активно помогала заместитель декана А.А. Титлянова. Выпускники этой специальности под руководством В. А. Ратнера составили вскоре основное ядро теоретического отдела ИЦиГ, который сыграл важную роль в развитии генетической информатики и который получил заслуженную известность во всем мире.
Первый большой университетский курс по иммунологии также был впервые прочтен в стенах НГУ Р. В. Петровым.
Со временем выпускники кафедры цитологии и генетики, обзаведясь знаниями и степенями, начали сами преподавать на кафедре, участвуя в проведении практических занятий, а затем и в чтении лекций: это Е. В. Грунтенко (иммунология), А. О. Рувинский (теория эволюции), Л. В. Высоцкая (цитохимия, практикумы по цитологии), П. М. Бородин (генетика поведения, семинар по эволюции) и многие другие.
Как уже упоминалось выше, основные курсы и практикумы на кафедре обеспечивались совместителями из ИЦиГ, что создавало необходимый современный уровень преподавания и вовлечения студентов в самые актуальные проблемы науки. Штатных же сотрудников на кафедре было совсем немного. Все они являлись выпускниками кафедры и несли на себе огромную нагрузку по обеспечению лекций наглядными пособиями, организации и проведению практикумов, поддержанию лабораторных культур и т. д. При большой нагрузке штатные сотрудники кафедры умели создавать уютную и доброжелательную атмосферу для «приходящих» совместителей и студентов. Хочется вспомнить каждого из них: А.Г. Истомину, Л.В. Высоцкую, Н.К. Назарову, О.А. Агапову, И.Г. Боровкову, И. Е. Керкис, О. Иванченко, А. Гусаченко.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что одной из главных особенностей обучения студентов НГУ, и в частности кафедры цитологии и генетики, является ранняя возможность для них начать экспериментальную работу в лабораториях института. Дипломные работы являются неотрывной частью научных программ лабораторий, и студенты, выполняя дипломные работы, по существу становятся полноправными членами научных коллективов, и после окончания университета остаются работать в этих коллективах. Таким образом, Институт цитологии и генетики подготовил себе с помощью кафедры необходимые кадры и продолжает с успехом обеспечивать себя молодой сменой до сих пор. Всего с 1968 г. кафедра цитологии и генетики подготовила более 800 выпускников. В ИЦиГ выпускники кафедры составляют сейчас основу научного коллектива.
После кончины Д.К.Беляева в 1985 г. кафедру цитологии и генетики НГУ возглавил академик В.К.Шумный. Его заместителями стали профессора Л.В.Высоцкая и П.М.Бородин. Кафедра продолжает оставаться неотделимой частью Института цитологии и генетики.
профессор И.И. Кикнадзе